Шизофрения

шОсобенности развития и протекания шизофрении, начиная с раннего периода

Психические нарушения не всегда могут указывать на безобидные заболевания. Иногда заметные изменения личности, скрытность, апатия, галлюцинации являются признаками шизоидного расстройства. Лечение шизофрении на начальной стадии болезни позволяет добиться стойкой ремиссии.

Шизофрения – заболевание, длительное время протекающее без явной симптоматики. Дебют болезни в основном приходится на возраст 15-30 лет. Шизофрения с одинаковой частотой диагностируется у представителей обеих полов, но у мужчин, как правило, острая симптоматика проявляется раньше на 2-3 года. Лечение в Ростове больных шизофренией предлагает Юг-клиника. В нашем центре работают опытные доктора и применяются традиционные и инновационные методики терапии психических расстройств.

Лечение шизофрении

Лечение шизофрении общее описание

Шизофрения относится к эндогенным психическим расстройствам с полиморфной симптоматикой. Основные причины ее возникновения не связаны с факторами, воздействующими извне, — болезнь является следствием определенных сбоев в функционировании организма. И именно этим шизофрения отличается от истерий, неврозов, психологических комплексов, то есть недугов, обусловленных внешними триггерами.

Шизофрения — хроническая болезнь. Термин переводится как «расщепление ума или рассудка», у шизофреника отмечается расстройство мышления, неправильное, искаженное восприятие части явлений окружающего их мира. На этом фоне интеллект не страдает, то есть больной шизофренией, как и все остальные люди, может отличаться низкими и высокими умственными способностями. Среди самых известных шизофреников – Гоголь, Ван Гог, Хемингуэй, Исаак Ньютон.

У пациентов не отмечается ухудшение работы органов чувств, отделы головного мозга правильно оценивают и воспринимают внешнюю информацию, но вот искаженное сознание поступающие данные преобразует неправильно. Например, обычный человек, видя цветение растений, оценивает эту информацию, как подтверждение того, что все живое растет и развивается. Шизофреник может же в цветах увидеть сигнал о том, что их необходимо обязательно сорвать, уничтожить и т. д. Не всегда обусловленные расщепленным сознанием действия безопасны для окружающих, именно поэтому при данной патологии обязательно должно быть подобрано лечение, позволяющее контролировать психические нарушения.

Причины болезни

Единой теории возникновения шизофрении нет. Большинство врачей-ученых относят болезнь к мультифакторному недугу — заболевание, по их мнению, возникает, если на психику и на организм в целом воздействуют сразу несколько раздражителей продолжительный период времени.

Риск шизофрении возрастает при:

• Наследственной предрасположенности. Вероятность болезни доходит до 46 % в том случае, если оба родителя ей подвержены. Если шизоидное расстройство есть у одного из родителей, то риск составляет – 6 %. Однако, около 60 % пациентов с подтвержденным диагнозом отягощенной наследственности по поводу шизофрении не имеют;
  • Перинатальных патологиях – внутриутробном инфицировании плода, осложненных родах;
  • Травмах – психических и черепно-мозговых, особенно если полноценное лечение не проводилось. Нередко шизоидное расстройство выявляется у тех, кто в раннем детстве или юности подвергался физическому и психологическому насилию;
  • Определенных особенностях воспитания внутри семьи. Психозам больше подвержены люди, не испытывающих поддержки от близких и удовлетворения банальной потребности в любви;
  • Вредных зависимостях. Расстройства психики наиболее часто проявляются у наркоманов, алкоголиков, токсикоманов;
  • Аномальном развитии головного мозга. Болезнь может быть обусловлена неправильным строением височных долей и гиппокампа, низкой активностью лобной доли, отвечающей за планирование решений, за рассуждения.

Выше риск стать шизофреником у тех, кто не привык доверять людям, скрытен от рождения, плохо справляется со стрессовыми ситуациями. Симптомы и признаки шизофрении весьма разнообразны, в психиатрии диагноз выставляется только после тщательного обследования и исключения болезней со сходной клинической картиной.

Причины шизофрении

Ранние признаки

Клиническая картина обычно развивается медленно, поэтому изменения в психики больного малозаметны для окружающих. Постепенно первоначальные симптомы прогрессируют, к ним присоединяются новые. Ранними признаками болезни считаются:

• Изменение речевой функции. У шизофреника отмечаются односложные ответы на заданные вопросы, даже в том случае, если информация должна быть подана в подробном виде. Если больной может развернуто ответить собеседнику, то речь его замедленна;
  • Ангедония. Утрата способности к получению удовольствия — теряются всякий интерес к увлечениям, которые до развития болезни приносили несомненное удовлетворение;
  • Отсутствие эмоций или их слабая выраженность. Больной предпочитает не смотреть в глаза собеседнику, не выражает никаких чувств, эмоций;
  • Низкая сосредоточенность на любом виде деятельности. Теряется мотивация к работе, простые задачи больным выполняются медленно;
  • Потеря смысла в выполнении заданий. Больные нередко перестают соблюдать гигиену, так как считают, что вновь запачкаются, поэтому водные процедуры не имеют смысла.

У шизофреников преобладает подавленное настроение, они стараются воздерживаться от контактов с людьми, быстро утомляются. Несвоевременное лечение шизофрении приводит к депрессии и попыткам суицида.

Манифестация болезни

Период продрома, то есть ранних признаков шизофрении описанных выше, может длиться до 2-хи более лет. Постепенно к основным проявлениям присоединяются периодически возникающие галлюцинации, рассеянность, бредовые идеи. Без лечения болезнь нередко заканчивается развернутым психозом.

Все симптомы и признаки шизофрении принято в психиатрии подразделять на две большие группы:

• Позитивные – появляются изменения, которых в норме не бывает;
  • Негативные – шизофреник утрачивает особенности личности, характерные для нормального развития психики.

Позитивные симптомы

К позитивным признакам шизофрении относят:

• Галлюцинации. Чаще всего при развитии болезни возникают слуховые галлюцинации — комментирующие, повелительные, угрожающие. Голоса исходят от внешних объектов. Могут быть мужскими или женскими. Иногда шизофреник слышит два вступающих в полемику друг с другом «голоса». Реже возникают тактильные галлюцинации и еще реже зрительные;
  • Расстройство в виде бреда. Бредом в медицине называют не имеющие достоверной основы суждения. При шизофрении возможен бред:
  1. Преследования;
  2. Внешнего воздействия посредством всевозможной техники, телепатии, гипноза;
  3. Патологической ревности;
  4. Величия;
  5. Самообвинения – шизофреники нередко считают себя виновными в смерти близких;
  6. Дисморфофобический. Больной считает, что у него есть какой-либо уродующий внешность изъян.
  7. Патологическое изменение речи, движений, навязчивые идеи. Шизофреник может впасть в каноническое возбуждение или ступор. Отмечаются лишенные смысла рассуждения, позерство, мудрствование. Идеи, от которых больной не может избавиться самостоятельно, возникают помимо его воли и в основном носят глобальный характер.

Негативная симптоматика

Болезнь характеризуется эмоциональными расстройствами. Эмоции обедняются, чаще всего отмечается выраженное снижение настроения, реже эйфория. Больных совершенно не интересует потребности близких людей, перестает привлекать учеба, хобби, работа. Пациенты предпочитают проводить время, не контактируя с окружающими.

Дрейф личности

Термином дрейф при описании психозов обозначается расстройство волевой сферы. Шизофреники теряют способность самостоятельно принимать решения, они как бы плывут в лодке по течению и воспроизводят действия рядом находящихся людей, либо попадают под их влияние. Нередко больные с шизофренией совершают преступления или начинают увлекаться запрещенными веществами.

Круг интересов заметно снижается. Больных не интересуют сексуальные потребности. Нередко отсутствует аппетит. Но на ранней стадии болезни может быть, наоборот, гипербулия, то есть неумеренное употребление пищи наряду с повышением либидо.

Первые симптомы шизофрении у женщин порою легче заметить по сравнению с мужчинами. Так, прежде заботливая мама может совершенно потерять интерес к детям, стать неряшливой, раздражительной, несобранной. Эти признаки необязательно указывают на психическое расстройство, но своевременное обследование и лечение шизофрении поможет предотвратить возникновение тех болезней, устранить которые легче на ранней стадии патологических изменений.

Диагностика и лечение шизофрении

Лечение шизофрении диагностика и принципы

Диагноз врач не может выставить на основании только одних жалоб. Обязательно необходимо беседовать с родственниками, расспрашивать больного, проводить всевозможные тесты. Инструментальная диагностика нужна для исключения у больного органического очага, вызывающего сходные симптомы. Шизофрения у подростков проявляется замкнутостью, уходом от реальности, депрессивным настроением, то есть характерными для пубертатного периода изменениями в психике.

Лечение необходимо начинать как можно раньше. Если болезнь установлена на ранней стадии, то вполне возможно с помощью лекарств предотвратить возникновение негативных симптомов. Основная цель лечения – достижение длительной ремиссии.

Комплексная терапия состоит из:

• Приема индивидуально подобранных медикаментов;
  • Психотерапии;
  • Социальной реабилитации больного.

С шизофреником должны работать не только психиатры, но и социальные работники и по возможности близкие люди.

Из медикаментов для лечения шизофрении назначаются антипсихотические препараты – Аминазин, Галоперидол, Клозапин. При остром психозе больной госпитализируется в стационар, где ему уже подбирается нейролептики. Лечение необходимо продолжать и после выписки из больницы, так как отмена лекарств приводит к рецидиву.

Стойкой ремиссии адекватно подобранным лечением можно добиться в 20 % случаев. 30 % шизофреников на фоне приема лекарств могут себя обслуживать и жить самостоятельно. 20 % больных нуждаются в постоянном присмотре, а около 10 % погибают вследствие самоубийства.

Лечение шизофрении в Юг-Клинике

Успех лечения и длительность ремиссии во многом определяются квалификацией и опытом практикующего психиатра. В Ростове врачи высшей категории работают в нашей Юг-Клинике. Записаться к доктору на прием можно, если нетипичные изменения в личности и поведении близкого человека появились как у мужчины или женщины, так и у детей раннего возраста и подростков.

Преимуществами лечения психических расстройств в Юг-Клинике считают:

• Высокую квалификацию психиатров;
  • Внимательное отношение к пациентам независимо от их пола, возраста, сопутствующих заболеваний, финансовых возможностей;
  • Использование в лечении классических и инновационных методик;
  • Проведение обучающих занятий для родственников шизофреников;
  • Психологически-социальную поддержку.

На протяжении всего периода лечения врачи внимательно контролируют все изменения в психике шизофреника, при необходимости меняют вид лекарств, корректируют дозировку, подбирают противорецидивную терапию.

Выбрать удобное для больного время консультации психиатра можно, позвонив в Юг-Клинику по телефону.